Это лишь точка зрения, не более. Или концепция. Или чушь собачья. Называйте как угодно, кому как будет дано вложить какой-либо смысл. Речь пойдет о христианстве. А именно - о 10 заповедях. О них слышал каждый.
Никто не собирается никому ничего навязывать. Причем "никто" - очень конкретное понятие ))))
Так вот, говоря о заповедях. Если последние пять предельно, казалось бы, ясны, то первые всегда вызывают сомнения. Хотя церковь, вроде бы, трактует их однозначно. Честно признаться, нечеткость понимания всегда мешала их выполнению, что влекло за собой чувство вины. Возьмем к примеру смысл второй заповеди "не сотвори себе кумира", а в церковь заходишь - всюду распятия. Да и бабушка молилась перед сном на икону.
А теперь смысл третьей - "не произноси имени Бога напрасно". Имя?! Священники утверждают: "не повторяйте часто слова <Господи Боже мой>". Но разве это имя? И слово "Бог" и слово "Господь" - это слова нарицательные. Если вы произнесете "индусский Бог" - разве имеется ввиду именно тот Бог, что в Библии? Нет! Также как и слово "Господь". Так как можно согрешить, произнося слово "Бог" и не вкладывая в него никакого конкретного смысла? Ок, можно покопаться в Библии и найти другое имя - Саваоф. И возможно ещё. Но никто не пользуется ими в миру.
Теперь четвёртая заповедь "помни день субботний чтобы святить его". Почему тогда христиане "святят" воскресенье? На это конечно можно дать ответ, типа разные календари. Но почему тогда не подправили перевод заповеди?
Пятая заповедь тоже выглядит смутно, ибо как 2-х летний ребёнок может "чтить отца и мать своих"?! А ребенок повзрослее - "чтить" своих родителей-алкоголиков?! А единожды "согрешив" против родителей в детстве - уже как бы "не продлятся дни твои", а?
Вообщем одни неясности.
Но давайте посмотрим с другой, нестандартной (может даже "еретической") точки зрения.
Сначала давайте примем утверждение, на которое указывают многие теологи, что заповеди - на самом деле не правила, нарушение которых влечет за собой ответственность. Не заповеди, а заветы! Или, говоря современным языком - советы. Тогда советы для чего? Кто будет придерживаться советов если они необязательны?
Итак рассмотрим первый совет. Раз он стоит первым, значит он самый главный, первостепенный.
Не придерживаясь дословности он звучит так: "Я есмь Бог! И да не будет других богов перед лицом моим!"
А теперь повторим: "Я есмь Бог!" Или так, по современному: "Я есть Бог!" А теперь выделим слово "Я" отдельно, например так: "Я - есть Бог!" Или даже так: "<Я> - есть Бог!" Кого мы называем словом "Я"? Или как бы сказал наш шутник-админ "Кто этот Я?". Почему то принято считать, что "Я есть Бог" сказано Богом. А раз сказано - то Бог есть объект, то есть что-то внешнее. На этом и стоится вся христианская религия. Но если принять что "Я" - это не слова Бога, а указатель на Бога в себе любимом?! Кто-то скажет абсурд! "Я - Бог?! Бред и чушь!". А христиане так вообще закидают помидорами. И частично будут правы. Почему? Потому что то маленькое "я", которое мы считаем "собой", то вечногрешное "я" ну никак не может быть Богом! Разве что "подобием"
И все же где тогда Бог?! Вторая заповедь: "не сотвори себе кумира/образа внешнего". Уточним кумир - абстрактность, образ - конкретизация кумира. Так что, ага, если считаете Бога внешним от вас - получите по чайнику, согласно этой же заповеди ))) "Продвинутые" могут сказать, что Бог - это все вокруг. Может быть. Но не внешнее, не наблюдаемое. Ибо то, что можно наблюдать, автоматически можно сделать образом.
Начинаем сомневаться и размышлять дальше. Третья заповедь: "не произноси имени Бога напрасно". Казалось бы что произойдет при частом повторении имени Бога (знай мы его)?! Ну тысячу раз назови человека его именем - ну максимум раздражение будет у него, ну пошлет вас, обидится. Но Бог, сотворивший всё, будет ли раздражаться и обижаться? Вам не всё равно было бы, смотря на песочный замок, сколько раз песчинка, будь у неё интелект, назвала вас по имени? А ведь Бог бесконечно терпеливей вас должен быть, согласно христианству. Это всё исходя из идеи внешнего Бога. Но если принять что "Я" - это и есть имя Бога, тогда все становиться интересней. Тут сделаем отступление в рассуждениях.
Когда вы впервые видите новый предмет, без названия, вы говорите "это". Как ребенок говорит "Дай это!" Потом у предмета появляется название, и его частое повторение в быту заменяется абстракцией, именем нарицательным. Проще говоря указателем на совокупность таких предметов. Множество заменяется единством. Вроде бы ничего страшного, без этого даже не обойтись. Но со словом "я" все обстоит иначе. Потому что нет никакого другого "я". Есть другие люди, есть другие организмы, но нету другого "я"! Слово "я", мысль "я" - указатель на единственно существующее "я"! Это единственное понятие, которое нельзя мысленно клонировать и сделать объектным. Даже в зеркале Так что же происходит при частом повторении слова "я"? Именем нарицательным оно так и не становится. Зато превращается в эго-монстра ))) Не в смысле, что "я" - это что-то плохое, а в том смысле, что оно начинает чудовищно обрастать определениями и ярлыками.
Естественная функция нашего ума - создание понятийных абстракций, а потом наложение их на конкретные объекты. Сначала объединить, а потом "разделять и властвовать" Если абстракцию "стол" можно конкретизировать как "вот этот стол" или "вот этот стол", то с "я" так не получиться. Я - не множество. Оно единственно и неделимо. В этом, кстати, и состоит подобие человека Богу (ИМХО!!!). Не в подобности человека как тела/ума, а в уникальности "я - указателя". Что же делает наш ум, чтобы все таки выполнить свою функцию? Объединить одно "я" у него не получается. Тогда он начинает разделять "я" на кусочки: я-тело, я-ум, я-душа... и т.д.
Но этого оказывается недостаточно, потому что тело, ум, душа - понятия не схожие и не корректно поддаются объединению. Тогда он перенимает аналогию с другими объектами. Как со столами например. Ага, есть стол красный, есть стол зеленый, есть кривой, есть старый. И начинает обзывать "я-хороший", "я-плохой", "я-умный", "я-дебил"... Вот теперь есть из чего собирать абстрактность. Ну и наложить, при случае, на "я-указатель". Собственно, это наложение - есть присваивание, эго-процесс.
Если говорить в категориях мыслей/слов, это выглядит так: есть мысль "я" или "я есть". Она чиста и непорочна. Потому что это просто мысль, не связанная ни с чем. В организме возникает некоторое желание, скажем поесть. Что делает ум? Он привязывает к "я-мысли" мысль "голодный". Получается "я - голодный" или "я хочу есть". А еще могут быть "я - сволочь", "я - супермен", "я - просветлённый", "я - грешник"... То есть мысль "я" - это паровоз, а все определения и ярлыки - "вагоны". И чем больше "вагонов" тем тяжелее "паровозу" ехать по жизни. "Я-паровоз" становиться ответственным за "ярлыки-вагоны". И равноважная ранее мысль "я" раздуваясь, становиться главенствующей, заслоняя собой весь экран восприятия. Из единственности "я" твориться псевдомножество "я". А частое повторение "я" к месту и не очень - способствует такому дроблению. Ум также начинает лепить к "я-мысли" все совершаемые организмом действия. Ведь похожие объекты не только могут иметь разные свойства, но и совершать разные действия. Вот и действия тоже можно прицепить - чтобы было больше "я". Так и получается "один я-хороший сделал то-то", а "другой я-плохой сделал это". И все эти тысячи субличностей затмевают сознание настолько, что кроме них уже больше ничего не воспринимается.
По статистике люди думают о себе 99% времени. Не говорят, а именно думают, т.е. "я-такой, я-сякой, я-делаю, я-то, я-се, я,я,я,я..." Кстати, мысли "моё", "мне" - свидетельствуют, что вагон уже прицеплен. Заметьте, ребенок до 2-х лет, начиная говорить, не произносит "я хочу/могу"! Он говорит "Вова хочет/может". Его "я" не раздроблено и не привязано ни к чему. Точнее взрослые ещё не внушили ему, как надо пользоваться "я-указателем", и у ума ещё нет проблемы разделения. Помните, что говорил Исус: "не запрещайте таким приходить ко мне, ибо таких есть Царство Божие".
Тут много бла-бла-бла об "я" как об указателе, или как о мысли, но при чем тут тогда "Я есть Бог" спросите вы. А при том, что когда "я"-указатель станет чистым как у ребёнка, без ярлыков, суждений, без присвоения себе чего-либо и т.д., лишь тогда он будет действительно указывать на Бога. И тогда сама надобность в указателе отпадает.
Чем меньше повторять "я", тем реже ум станет пытаться разделить, тем чище сознание/восприятие. Кстати, не рекламы ради, но информационно. Если пользоваться методом Шри Раманы "Кто я?", ненавязчиво продвигаемый админом, со временем удается выделить чистую мысль "я" отдельно от остальных. И тогда проще будет отцеплять от неё ярлыки-вагоны. И жить станет легче. Точнее не жить, а воспринимать жизнь
Теперь о четвертой заповеди (совете): "Помни день субботний и посвяти его Богу". Слово суббота происходит от еврейского шаббат, что означает покой. Согласно Библии Бог творил 6 дней, а седьмой отдыхал. И потому нужно святить каждый седьмой день. Так трактуют "фарисеи". А теперь вспомним из Нового Завета: "для Бога тысяча лет - как один день, и один день - как тысяча лет". Так что можно рассматривать "дни" как целые эпохи. В свете этого, имеется ввиду, что сейчас наступила седьмая эра - период покоя и наслаждения результатами сотворённого за предыдущее время. Так что смысл совета в том, чтобы быть всё время в созерцательном покое, бездеятельными внутренне. Ваше созерцание и есть служение Богу. Этот совет кажется туманным, но присмотритесь - очень напоминает буддисткие медитацию и наблюдение. А об этом сказано достаточно.
И наконец "почитай отца и мать твою, чтобы продлились твои дни". Вроде бы само собой разумеющееся. Однако есть другой перевод, который звучит "Чти отцовство и материнство". И таки да, если никто не научит ребёнка как, взрослея, не стать "я-шизофреником",
оставаясь тем, кто он уже есть, то и он бессознательно передаст ложную эго-центричную картину мира своему потомству. "Если слепой поведет слепого - оба упадут в яму"(с) Исус. Или, говоря о современности - "Мы все жертвы жертв"(с) Непомнюкто
Ну а рассмотрение остальных пяти заповедей излишне.
Теперь, видите почему заповеди - это советы? ВАМ посоветовали что делать, чтобы не потерять СЕБЯ! "Себя" имеется ввиду "то, что есть до я"!
Повторюсь, это лишь точка зрения, не претендующая на Истину не в христианской религии, ни в эзотерических кругах, ни где бы то ни было. Просто информация к размышлению. Не делайте из этого холивара