Как избавиться от чувства вины и гордыни

Всем нам знакомо чувство вины, когда мы считаем и чувствуем, что поступили плохо, и чувство гордости – «какой же я молодец» – за свои достижения и хорошие поступки, которое может легко перерасти в гордыню.

В чем разница между гордостью и гордыней, и что плохого в этих чувствах? Например, разве это плохо – гордится успехами своего ребенка или собственными достижениями в той или иной сфере жизни? Несмотря на различные оттенки и значения слова «гордость», разница между чувством гордости и гордыней на самом деле невелика, так как второе – это более яркое выражение первого.

Оба этих чувства – гордость и гордыня, как и вина, происходят из одного и того же источника, который мы рассмотрим в этой статье. Конечно же, мы рассматриваем эти явления с истинной, духовной, точки зрения, поскольку с материальной точки зрения гордость, гордыня и вина – это "нормальные и естественные" явления. Но для души, которой вы являетесь, это не нормально, и это ведет к страданиям. И чтобы избавиться от дальнейших страданий, нужно избавиться и от чувства вины, и от гордости, и от гордыни.

Религии рассматривают гордыню как один из «смертных грехов», «забывая» указать, что вина, как и гордыня одного поля ягоды, в чем мы можем убедиться, проанализировав причину проявления этих двух чувств.

Причина гордыни и чувства вины

Давайте проследим, откуда берется чувство вины. Оно может возникнуть только в том случае, если мы считаем себя автономной причиной чего-то плохого, например, когда мы сделали что-то нехорошее, будь то осознанно и специально, или же совершенно неумышленно и случайно. Я чувствую себя виноватым, только когда считаю себя независимой причиной своих плохих действий и отрицаю множество факторов, которые влияли на мое решение и действие. Другими словами, я считаю себя отдельным и абсолютно ни от чего не зависящим человеком, который ничем не обусловлен и потому является единственной и полной причиной всех своих действий. Но подумайте, так ли это на самом деле?

Точно также и с гордостью и гордыней: прежде чем возникнет это чувство, я должен считать себя единственной и независимой причиной своих хороших действий. То есть, я должен отрицать множество неподконтрольных мне факторов, благодаря которым я сделал что-то хорошее.

Таким образом, в обоих случаях мы можем выделить общий знаменатель – ощущение себя отдельной, автономной и независимой причиной действий. И только затем, глядя на последствия своих действий, у нас может возникнуть, соответственно, чувство вины или гордость.

Но что не так с идеей «я являюсь полной и независимой причиной своих действий»? – спросите вы, и это очень хороший вопрос, который нужно изучить как следует, прежде чем мы сможем избавиться от чувства вины и гордыни, которые являются ложными и приводят к страданиям.

Корень вины и гордости

Увидев корень проблемы – эго, можно понять безосновательность, абсурдность и нереальность гордости и вины, и тогда эти переживания сами избавят нас от своего нежелательного присутствия – нам не придется прилагать даже малейших усилий для избавления от них.

Посмотрим на ситуацию с самого рождения. Мы рождаемся в маленьком теле, и за то время, пока мы учимся понятным языком выражать свои мысли, происходит отождествление нашего Истинного Я с этим материальным телом. Известно немало случаев, когда дети даже в более взрослом возрасте не отождествляли себя с телом, а говорили «это хочет кушать», показывая на тело, или говорили о себе в третьем лице, называя имя, как будто оно не имеет к ним никакого отношения. Это означает, что у них не сформировалось явное отождествление с телом.

Подобные явления объясняются религиями и эзотерикой, утверждающими, что человек в основе своей является духовным существом (чистым нематериальным сознанием или душой), которое временно отождествляется с материальным телом, через которое оно воспринимает мир. Это отождествление ложно, что подтверждается личным опытом множества практикующих, причем в разных духовных практиках, в опыте клинической смерти и различных других ситуациях и обстоятельствах. В момент духовного пробуждения человек постигает свою истинную духовную природу и осознаёт ложность отождествлений с материальным телом-умом-личностью, и его больше невозможно убедить в том, что он является этим человеком – ограниченным существом в рамках пространства и времени.

Но вернемся к причине гордости и вины – как они возникают и как от них избавиться.

Ложные отождествления с телом и умом

Так как тело действует, а с этим телом имеется отождествленность, мы говорим «Я сделал то-то и то-то». Но факт состоит в том, что все действия производит тело, а не сознание и душа, которыми мы по сути являемся.

А тело действует так, как ему диктует ум, который, в свою очередь, руководствуется прошлым опытом и ситуацией в настоящем, и вся эта деятельность ума и тела подчиняется законам материальной вселенной, и не имеет никакой автономности и даже малейшей независимости.

В Бхагавад Гите, священном писании индуистов, об этом говорится четко и конкретно: душа ничего не делает, все действия совершают гуны материальной природы. Под влиянием этих энергий и в зависимости от набора различных факторов в тот или иной момент времени, у нас возникают те или иные мысли, эмоции, желания и чувства, которые вызывают соответствующие реакции и порождают действия, которые мы называем своими из-за ложной отождествленности с телом.

По природе своей душа является пассивным наблюдателем, независимым свидетелем происходящего, о чем многократно говорится в Ведических священных писаниях, и что можно постичь на собственном опыте в момент самопознания или разотождествления. Но пока душа (сознание) отождествляется с умом и телом, автоматически возникает переживание себя как думающего и действующего существа, к тому же, зачастую, с ложным ощущением независимости мышления и действий.

Чувство личной причинности, подразумевающее автономность мышления и поведения, является ложным, или иллюзорным, как можно легко увидеть в результате даже поверхностного анализа. Мы можем видеть, что всё в этом мире взаимосвязано и согласованно, и здесь автономность и независимость может быть только иллюзией, несмотря на кажущуюся реалистичность. Ничто в материальном мире не обладает независимостью, иначе этот мир не смог бы существовать.

Таким образом, мы пришли к пониманию, что, во-первых, душа ничего не делает, и, во-вторых, что у тела и ума нет свободы выбора: ум несвободен в мышлении, равно как и тело несвободно в действиях – все происходящее подчиняется законам, которые поддерживают этот иллюзорный мир, как описано в статье Игры Сознания.

Люди, достигшие определенного уровня сознания благодаря различным практикам, видят, что всё здесь взаимосвязано и взаимозависимо. Человек, по сути, является раздражительно-ответным механизмом, который полностью находится во власти законов этого мира, подобно тому, как шестеренка в механических часах полностью находится во власти всего механизма часов, не имея никакой свободы выбора, кроме кажущейся. Но это еще не вся картина, поэтому давайте углубимся еще больше.

Избавляемся от гордости и чувства вины

Итак, из-за нашего эго, ложного образа себя, мы считаем себя телом, умом и личностью, что сопровождается всеми остальными Иллюзиями Жизни и приносит страдания.

Отождествленность с телом создает иллюзию личного действия: «это я сделал», а последствия этих «своих» действий, в зависимости от того, «хорошие» это последствия или «плохие», заставляют нас испытывать чувство вины или гордость за содеянное или достигнутое. Так что, становится очевидным, что корнем или причиной вины и гордости является эго, ложное я, ошибочный образ себя. 

Однако, не спешите истолковывать эту статью как "разрешение делать что угодно", поскольку это было бы тоже неверным пониманием.

Несмотря на то, что тело-ум-личность – это всего лишь раздражительно-ответный механизм, у которого нет свободы выбора, на более высоком уровне свобода выбора есть. Вы ведь не ограничены этим механизмом и не являетесь им, хотя и имеете ложную отождествленность с ним. Свобода есть у вас как у разума или души, что подробнее описано в статье Свобода воли и выбора. А для еще большего понимания следует также понять разницу между виной и ответственностью.

Проще говоря, вина являются иллюзией, но ответственность принадлежит вам, поскольку всё подчиняется вашим желаниям, даже если они погребены в подсознании и потому не осознаются. Если бы это было не так, работа над собой не приносила бы результатов и просветление было невозможным.

Вина и гордыня не могут быть реальными, поскольку не является реальным ни этот мир, ни отдельные существа, ни их кажущаяся автономность. Эти моменты мы уже разбирали с разных сторон на сайте самопознания, и множество статей посвящены тому, как избавиться от различных иллюзий. Если посмотреть с еще более высокой точки зрения, можно увидеть, что вся эта большая иллюзия под названием Жизнь существует только потому, что у всех нас на уровне единого Разума есть интерес и желание, чтобы этот мир существовал и казался реальным. Единый Разум воплощает это желание и создает эту иллюзию, как описано в статье ТРИО. Так что весь мир, который мы воспринимаем, это наша ответственность. Взяв эту ответственность и избавляясь от иллюзий, в том числе от вины и гордости, мы выходим на уровень Разума, что позволяет пробудиться от иллюзий жизни и осознать Единство. Другими словами, только через ответственность можно прийти к осознанию Истины.

Избавление от гордыни, иллюзий и чувства вины приносит тем большее облегчение, чем сильнее человек был отождествлен с отдельным умом, телом и личностью.

Методы и способы избавления от вины и гордости

Даже частичное понимание вышеизложенного способно избавить от ложных чувств вины и гордости, по крайней мере – в какой-то степени. А чтобы больше разобраться в этой непростой теме, почитайте также другие статьи на сайте.

Также в обзоре техник и практик вы найдете множество инструментов для очищения сознания от иллюзий и накопленного негатива. Все эти техники и практики, если делать их как написано, приносят хорошие результаты, что подтверждается тысячами успехов и отзывов на форуме.

Предлагаю также посмотреть небольшой ролик с Рамешем Балсекаром, который хорошо дополнит рассматриваемую тему.

Увидев, что нет никаких реальных оснований винить себя (или кого-то еще) в чем либо, то есть, приписывать себе (или кому-то еще) причинность в виде личной вины или заслуг, мы обретаем внутренний покой и глубже познаём свою истинную природу – присутствующее сознание, вечное, неизменное и неприкосновенное.

«Нет счастья превыше покоя», говорил Будда, а покой такого качества возможен только в осознании своей духовной природы.


Однажды искатели истины поднялись на высокую гору к мудрецу и спросили у него:
- Как нам стать мудрыми?
Мудрец находился в медитации. Через некоторое время он вышел из медитации и сказал:
- Чтобы стать мудрыми, нужно делать правильный выбор.
- А как нам понять, какой выбор правильный?
- Исходя из опыта...
- А как нам приобрести опыт?
- Делая неправильный выбор...