Поиск источника
Вы чувствуете внутри "ничто", пугаетесь и убегаете от этого.
Ведь там никого нет — только внутреннее небо,
бездна, бесконечная и безначальная.
Но когда вы не бежите от нее, она — самая прекрасная вещь,
самая чистая, ибо только пустота может быть чистой.
Откуда ты воспринимаешь всё это, весь этот мир, все эти ощущения и мысли?
Многие скажут "из головы", некоторые ответят "из сердца", и еще кто-то признается — "не знаю".
Идея "я нахожусь в голове" настолько же неверна, как и "я нахожусь в сердце". Почему ты думаешь, что находишься в теле? Просто потому, что у тебя есть ощущение тела и восприятия, получаемые через органы чувств? Но это не доказывает, что ты находишься в теле. По аналогии, когда ты смотришь 3D-фильм, тебе кажется, что ты находишься там, в том пространстве; и эта иллюзия настолько реалистична, что ты начинаешь дергаться, когда в тебя что-то летит или на тебя что-то едет. Что же говорить о нашем физическом мире, который в десятки раз сильнее 3D-иллюзии, так как в каждый момент человек испытывает более 50 типов восприятий!
Идея местоположения изначально неверна. Это только тело может иметь местоположение, поэтому, ощущение своего местоположения — это признак отождествления с телом, и это отождествление ложно.
Если ты чувствуешь, что находишься в теле, тогда попробуй ответить на вопрос: "Откуда я воспринимаю свое местоположение в теле?". Ведь ты же воспринимаешь "свое" местоположение. Откуда? Если ты что-то видишь, то видишь откуда-то. Точка не может видеть саму себя, объект не может видеть сам себя. Чтобы что-то наблюдать, нужно быть отдельным от наблюдаемого, воспринимать с какого-то расстояния, с другого места. Исследуй это внимательно, и ты обнаружишь, что любое местоположение — это лишь идея, и не более того.
Фактом является то, что ты воспринимаешь тело. Из-за ложных отождествлений ты чувствуешь себя телом или в теле, но все эти ощущения — лишь наблюдаемые. Наблюдаемые кем и откуда?
Исходя из ранее рассмотренных цитат о природе души, предлагаю взглянуть на это таким образом: ты (как сознание) не находишься в теле, а наоборот — это тело, как воспринимаемый объект, находится в тебе как сознании, в чувстве бытия, в "Я Есть". Проблема здесь в том, что ты как чистое сознание не имеешь никаких характеристик и границ, поэтому не чувствуешь Себя, зато чувствуешь границы и ощущения тела, что создает видимость, будто ты тело или находишься в нем. Но ты не только в нем; ты во всём и вне всего одновременно, ты — само бесконечное пространство бытия, пронизывающее всё сущее. Звучит красиво, но как это осознать?
Нужно найти источник. Источник, из которого всё возникает. Источник, из которого ты воспринимаешь этот проявленный мир. Это один и тот же источник; не существует два или более независимых источника. Если тебе кажется, что существует два или более источника, то всё равно — у них должен быть Единый Изначальный Источник, не так ли? И его нужно найти.
Не думай, что Источник — это какое-то место или точка. Не считай Источник объектом. В материальном мире мы привыкли, что источник чего-то обязательно находится где-то в пространстве-времени, имеет размеры, характеристики и прочие ограничения. Мы же говорим об Источнике всего — пространства, энергии, объектов и времени, и этот Настоящий Источник Всего нельзя втиснуть во что-то, изошедшее из Него, нельзя ограничить, не так ли? То есть, мы говорим о Брахмане как изначальном чистом сознании. Не ограничивайте Источник пространством и временем. Источник везде и всегда, и поэтому Он всегда доступен, в любой момент, в любом "здесь и сейчас".
Зачем искать Источник?
На самом деле, ты всегда только тем и занимаешься, что ищешь Его, но, возможно, не осознаёшь этого. Ты ищешь счастье. Ты ищешь его во внешних мимолетных вещах, и никогда не бываешь полностью удовлетворен, потому что внешние временные вещи могут дать лишь внешнее временное удовлетворение, за которым снова следует неудовлетворенность. Абсолютное умиротворение приходит, когда найден Источник, Высшая Реальность, Брахман. Пока Источник не найден, твой поиск не прекратится. Ты ищешь Истину, вечность, свободу, блаженство, но ищешь ее не там. Это нужно искать внутри, а не во внешнем, потому что всё внешнее — это иллюзия, это то, что исходит из Источника. Нужно обратить взгляд внутрь.
То, что ты ищешь — это Ты и есть. Ищущий и искомое — одно. Источник ищет сам себя. Брахман ищет сам себя. Сознание ищет Сознание. Нет двоих. Обнаружив ложность временных отождествлений и осознав себя Источником, осознав себя Чистым Сознанием за пределами проявленного, ты обретаешь покой. В момент духовного пробуждения ты понимаешь "Меня нет" (я не существую как объект), и далее, в момент просветления — бессловесное "Всё есть Я", исчезновение двойственности. И тогда твой поиск закончен.
Как найти Источник?
Это очень просто, но, вместе с тем, может даваться нелегко. Источник находят путем отбрасывания того, что Им не является. Для этого нужен анализ. Например, задавая себе вопросы типа "откуда возникают эти мысли и ощущения?", "откуда возникает этот мир?", "откуда я наблюдаю?" и т.д. И ты получаешь ответы. Эти ответы — из ума, и ты их анализируешь, отсеивая ложь. На самом деле, всё, что говорит ум — ложно, так что в конечном итоге ты отбрасываешь весь этот умственный хлам вместе с представлениями о себе. Или же в процессе поиска ты обнаруживаешь, что ответа нет; и это тоже хорошо, потому что потом исчезает и сам вопрос.
На самом деле, Источник ты не "обнаруживаешь" в привычном смысле этого слова, потому что Источник — это не объект, который можно найти, схватить и сказать: "Вот он, я его нашел и держу". Но, когда всё ложное отбрасывается (видится как преходящее, изменчивое, а потому ложное), остается Истинный Источник. Истина осознаётся, когда всё ложное узнано как ложное. Всё воспринимаемое — лишь иллюзии. Истинный только Источник, потому что только он обладает вечной реальностью.
Как сказал Нисаргадатта Махарадж, поиск Реальности, поиск Источника — это самое опасное занятие, так как оно разрушает иллюзорный мир, в котором вы живете. Разрушение иллюзий — это далеко не всегда приятное явление, но продолжать жить в иллюзиях, считая их реальностью, бывает намного более болезненным.
Если эта статья оказалась слишком непонятной и абстрактной, можно почитать Обзор техник и практических советов, там всё более приземленно и конкретно.
Следующая глава: Незнание. Выход за пределы ума
Предыдущая глава: Духовное пробуждение и просветление