Душа, отождествления, вовлеченность и контроль
В поисках смысла, Истины, Бога, блаженства,
спасения, сверхсознания, божественного единства,
любой другой духовной цели, за которой мы охотимся,
само "я" никогда не подвергается критическому рассмотрению.
Мы просто принимаем, что мы такие, какие мы думаем, и что
реальность такая, какая мы думаем, и начинаем с этого.
Мы принимаем эти "факты" как авторитетные и надёжные,
и пускаемся в путь от этой отправной точки.
Таким образом, изначальная ошибка, из которой следуют все остальные,
уже совершена и защищена от распознания и исправления.
Однажды мне попались хорошие цитаты о природе души, которые подтвердили и углубили мой опыт и понимание. Здесь я вкратце перескажу самое главное, и двинемся дальше, а подробнее о душе можно почитать по ссылке выше, там к каждой цитате есть пояснение.
Итак, душа вечна, всегда чиста, ничему не подвержена, ни от чего не зависима и непостижима.
Неизменная, неподвижная и вездесущая, она не рождается и не умирает.
Она никогда не появлялась и никогда не исчезнет.
Она не связана с телом, хотя и кажется, будто находится в нем.
Душа не совершает действий и не запутывается в их последствиях (карме).
Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы (энергии материального мира).
Концентрат, не так ли? В каждую фразу можно погружаться и медитировать, и я бы рекомендовал это делать, потому что каждая из этих цитат — истина о тебе.
Таким образом, мы видим, что описание души соответствует описанию Брахмана, и это снова подтверждает тождество Атмана и Брахмана.
Душа ничего не делает
Ты как чистое сознание ничего не делаешь, вообще ничего. Насколько для тебя это реально? Реальность этого факта обратно пропорциональна отождествлению с телом-умом-личностью.
Далее попробуем исследовать, опираясь на эти цитаты.
Фактом является то, что есть отождествления. Но отождествляется ли душа с телом-умом-личностью? Смотрим цитату "душа ничего не делает" и приходим к неизбежному выводу (хотя бы на уровне интеллекта), что нет — не отождествляется.
Также есть вовлеченность, но вовлекается ли душа в деятельность тела, ума, в эмоции и чувства? И снова — нет, так как она ничего не делает.
Вовлекается ли душа в этот мир? Очевидно, что ответ тот же, и по той же причине.
Тебе кажется, что ты что-то контролируешь, но контролирует ли душа хоть что-то? Попробуй теперь сам сопоставить вопрос с цитатами, и найди ответ.
У нас возникает кажущееся противоречие, не так ли? Душа не отождествляется ни с чем, но отождествления существуют и кажутся реальностью. Душа не вовлекается, но вовлеченность кажется реальной. Душа не контролирует ничего, но есть ощущение, будто "я контролирую". Душа ничего не делает, но ты воспринимаешь себя как действующее лицо. Как возникают все эти вещи, если душа ничего не делает?
Разгадка кроется в последней цитате: "Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы".
В качестве небольшого отступления: даже если ты считаешь, что ты, как человек, являешься независимым действующим существом, это тоже заблуждение, потому что человек (совокупность грубого и тонких тел) полностью и безоговорочно контролируется энергиями материального мира, то есть гунами, о чем и говорится в цитате. Гуны действуют, управляя телом-умом, а ложное эго просто присваивает себе совершение этих действий — "я подумал, я решил, я сделал". Что интересно, сейчас даже ученые обнаружили, исследуя активности мозга, что мысли типа "я подумал, я решил" возникают лишь после фактического думания и принятия решений. Таким образом, ложное эго "задним числом" присваивает себе думание, принятие решений и последующие действия тела.
Вернемся к душе, которая никогда ничего не делает, и к ложному эго, которое не только "виновно" в ложных восприятиях, но и само по себе является ложным восприятием.
Создавала ли душа ложное эго? Нет. Потому что душа ничего не делает.
Кто же создал ложное эго? Брахман? Но ему тем более нет до этого никакого дела. Если душа ничего не делает, то Брахман и подавно. Как же тогда возникло ложное эго?
Чтобы не лезть в дебри типа "Брахман создал Бога, Бог создал Майю, Майя создала ложное эго", могу предложить для исследования очень простой ответ: ложное эго, как и все остальные иллюзорные восприятия, никто никогда не создавал.
Но всё вокруг существует, скажешь ты. Да. Как сон, который просто снится Брахману. Как своего рода Божественный гипноз. Ведь твои ночные сновидения тоже кажутся тебе абсолютно реальными, пока ты спишь. Там тоже есть отождествление с собой-снящимся-персонажем, ты что-то делаешь там, во что-то вовлекаешься, что-то переживаешь, что-то контролируешь, общаешься с другими людьми, чувствуешь эмоции, думаешь, и всё это кажется очень реальным! Абсолютно реальным. Но лишь до тех пор, пока длится сон. Не так ли?
С точки зрения Истины, любые отождествления, вовлеченность и контроль нереальны, они только кажутся таковыми, и то не беспрерывно. Это изменчивые преходящие вещи, в отличие от "Я Есть". Могут ли преходящие изменчивые вещи быть Реальностью, Истиной? Конечно нет, потому что Реальность неизменна — хоть проявленная (Я Есть), хоть непроявленная (Брахман).
Следующая глава: Цель и смысл жизни. Свобода выбора у персонажа
Предыдущая глава: Ложное эго и покров иллюзий