Йога-Васиштха

Пожалуй, Йога-Васиштха — это одна из наиболее интересных книг о просветлении и мироустройстве. Книга представляет собой сборник бесед мудрецов, собравшихся во дворце принца Рамы, который считается аватарой Всевышнего и в этих беседах играет роль молодого царевича, получающего посвящение в духовное знание и обретающего просветление.

Васиштха, просветленный мудрец, являющийся сыном творца Брахмы, по воле отца передает это знание всем существам сотворенного мира, чтобы они могли получить освобождение от материального существования, полного иллюзий и страданий.

Йога-Васиштха является одним из важнейших текстов по адвайта-веданте, учении о недвойственности. По размерам эта книга представляет собой самый большой санскритсткий текст после Махабхараты и Рамаяны, и оригинал книги еще не полностью переведен на русский язык, но есть сокращенная Йога-Васиштха, о которой здесь и идет речь — это адаптированная для современного читателя версия книги, автором которой является Свами Венкатесананда. В своей версии книги он полностью сохранил суть учения, убрав множество малозначимых и непонятных современному человеку текстов. Йога-Васиштха имеет и другие названия, встречаемые реже: Маха-Рамаяна, Васиштха-Рамаяна, Арша-Рамаяна и Васиштха-гита. Известны также вариации по звучанию, например Йога-Вашишта, а также альтернативные переводы названия типа Васиштха-йога и Йога Васиштхи.

Изучение этих бесед поможет внимательному читателю в самопознании и постижении высшего знания. Книга объясняет принципы учения, иллюстрируя их большим количеством историй и притч. Многие из них — с явно выраженным мистическим уклоном, но если не упускать из виду суть (что всё есть проявление Сознания), то в такой мистике нет ничего необычного.

Если кратко, учение Васиштхи, полученное от творца Брахмы, состоит в том, что всё является лишь проявлением бесконечного Сознания и неотлично от него, то есть, нет никакой двойственности, кроме кажущейся. Это учение о недвойственности, благодаря особенностям построения передачи знаний, постепенно меняет восприятие читателя, приближая к пониманию истинного положения вещей и просветлению.

Книгу в формате doc и в аудиоварианте (с фоновой музыкой) можно скачать ниже, прочитать ее онлайн можно на форуме по ссылке ниже, а здесь предлагаю несколько цитат из книги.

Цитаты из Йога-Васиштхи

  • Тот, кто видит, что Сознание есть всё, наслаждается бесконечным блаженством.

  • Этот внешний мир — просто пустое выражение, его материалом является сознание.

  • Как во время сна реальностью является сознание, так и во время бодрствования сознание является единственной реальностью.

  • Сознание никогда не становится не-сознанием. Поэтому, что бы то ни было, где бы то ни было, и в какой бы то ни было форме — все это сознание.

  • Сознание, из-за движения мысли внутри себя, желает ощутить само себя как объект. Как человеку может присниться его собственная смерть или далекое путешествие, так и это сознание, своим собственным умением, ощущает себя как объект ощущения. Когда происходит такое ощущение, возникает этот кажущийся мир, О Рама. Когда эта истина осознается, иллюзия прекращается.

  • Стоит только истиной природе бесконечного сознания отклониться от равновесия на тысячную долю секунды, как проявляются все эти прискорбные иллюзорные творения.

  • Исток и единственная причина этого кажущегося мира — возникновение мысли в бесконечном сознании, от чего появляется ограниченное индивидуальное сознание (душа). Когда сознание удаляется от присущего ему равновесия и как бы загрязняется мыслью, возникает способность к думанию, а вместе с этим в разуме возникает мысль о вселенной.

  • Ум есть клубок понятий, которые ограничивают истину. Такое ограничение подразумевает потенциальную делимость истины. Но бесконечное сознание неделимо, в нем нет делений. Может ли тогда ум, который разделяет, быть реальным?

  • Когда сознание забывает себя и подвергается модификациям и психологическим изменениям, это называют умом, от которого появляются рождение и смерть. Его называют ограниченным сознанием, что является частью бесконечного сознания, которая как бы становится объектом самого этого сознания, только немного завернутым в психологические ограничения. Это то ограниченное сознание, которое избегает истины о бесконечном сознании и тонет все глубже и глубже в психологических обусловленностях, и потому вовлекается все больше и больше в дела этого кажущегося мира.

  • Воистину, нет ни несвободы, ни освобождения. Бесконечное сознание думает "я есть тело" и эта мысль связывает подобно веревке. Когда осознаешь, что все это фальшиво, то сияешь как бесконечное сознание.

  • Как пространство не затрагивается проплывающими облаками, так бесконечное сознание не затрагивается вселенной, которая проявляется в нем. Как свет сам по себе не виден, если нет отражающего его объекта, так и бесконечное сознание проявляется через эти разнообразные тела.

  • Этот кажущийся мир воспринимался как истина в течение очень долгого времени, и требуется постоянная практика, чтобы отучиться от этого ошибочного восприятия.

  • Единое космическое сознание видит множественность в себе, как видящему сон снятся разнообразные объекты внутри него самого.

  • Это иллюзорный мир есть не что иное, как психологический обман.

  • Индивидуальное сознание — не что иное, как случайная идея в тотальном сознании.

  • Половина невежества (незнания, заблуждений, иллюзий) пропадает в обществе мудрых людей, четверть разрушается изучением мудрых книг (священных писаний), и другая четверть — через личные усилия.

В дополнение к этой статье могу предложить почитать книгу Просветление за полчаса, автор Валерий Просвет, он самый)) В отличие от Йога-Васиштхи, книга Просветление за полчаса — совсем небольшая, в ней все кратко и по существу.