Незнание. Выход за пределы ума
Даже если ты погружен в духовные практики,
даже если сами боги являются твоими учителями,
даже если ты находишься на небесах,
свободы нет, кроме как через отказ от всех понятий.
Никакое понимание не лучше любого другого, так как любое понимание существует лишь на уровне ума, а Реальность лежит за его пределами. Ты, как Высшая Реальность, всегда за пределами всего проявленного и доступного восприятию, за пределами любого знания или незнания, понимания или непонимания. Ты есть до, во время и после всего, что может быть воспринято; вне времени, пространства и чего-либо еще.
Всё, что ты "знаешь" и "понимаешь" — это временное знание, временное понимание, всего лишь концепция, мимолетное верование, точка зрения, проекция ума. Это всё ложно. Как и весь этот мир. Это изменчивые вещи. Они меняются, приходят и уходят; Ты — нет. Реальность вечна и неизменна.
Откуда ты воспринимаешь любое знание? Ведь ты же его воспринимаешь. Выйди за пределы ума: сделай "шаг назад", в свою истинную природу, в незнание, в Источник, и осознай, что ты всегда смотрел "оттуда", просто смотрел через призму ума. Конечно же, Источник — это не место, как мы уже разобрали в главе "Поиск Источника", но это лучше любого места, это сама вечность, непроявленность, тотальная свобода. Это за пределами ума, за пределами умственного знания, за пределами всех представлений, концепций, верований.
Ум боится этого, потому что ему нужна точка опоры, и в качестве опоры сойдет любое знание, любое представление, любое верование, любая идея. Ум боится провалиться в пустоту Брахмана, Чистого Сознания, потому что там он исчезнет, так же внезапно, как и появился. Но тебе как Брахману какое до этого дело? Это не твой страх. Это не твоя проблема. Это вообще не твоя забота. Все страхи имеют умственную природу и связаны с объектами (телами, вещами, событиями), но ты не объект, и тебе на самом деле не о чем беспокоиться.
Божественное Незнание — это Свобода
Нет какого-то знания, которое является Истиной и дает свободу. Любое знание существует лишь на ментальном уровне и состоит из иллюзорной энергии, поэтому это уже связанность, несвобода. На самом деле, не существует "уровней правильного знания", все знания — это проявление неведения. Настоящая свобода находится за пределами любого знания (опыта, веры, переживания) и проявляется как искреннее признание: "не знаю". Это Божественное Незнание, в котором нет никакого знающего или не-знающего, нет никаких разделений, понятий и чего-либо еще. Это Чистое Сознание, которое и есть изначальный вечный Ты, Брахман, То, которое в основе всего.
На простом обыденном уровне, незнание — это отсутствие слепой веры в то, что воспринимаемое является высшей реальностью, а умственные объяснения воспринимаемого являются истинными. Это не означает, что ты занимаешь позицию "я в это не верю", это не отрицание воспринимаемого. Скорее, ты просто понимаешь: "я не знаю, как всё есть на самом деле. Да, это выглядит таким-то, и ум говорит, что это устроено так-то и так-то, но абсолютного доказательства этому у меня нет, поэтому я не знаю". Это можно практиковать, и такая практика будет искоренять слепую веру, избавлять от ложного знания и иллюзий, которые ранее казались истиной.
Всё воспринимаемое, включая любые знания — это проекции ума, поток восприятий, не более того. И ум тебе не друг. Он скорее фокусник, который постоянно дурит тебе голову. Ум создает проекцию мира и описания его устройства, и это выглядит очень реальным. Почему мир выглядит таким реальным? Просто потому, что он воспринимается. Ты как Брахман (статика) не воспринимаешь себя, поэтому любое восприятие (кинетика) кажется реальнее, чем Ты. Это удивительно и парадоксально, непостижимо и необъяснимо. А все объяснения, выдвигаемые умом — лишь красивые концепции для развлечения ума, для бесконечных игр сознания.
И до тех пор, пока ты веришь уму, считая его проекции и объяснения истинными, ты не можешь осознать Истину. Только отказавшись от ложного знания, или хотя бы поставив все знания под сомнение, ты сможешь осознать, как всё есть на самом деле. Но это осознание — не очередное умственное понимание, это скорее интуитивное постижение.
Откуда я воспринимаю?
Нужно выйти за пределы ума, за пределы ложного умственного знания, и вернуться в божественное неведение. Это можно сделать, просто спрашивая себя "Откуда я воспринимаю всё это?" и помня, что любые ответы — от ума, поэтому являются ложными. На любой ответ спрашивай себя "Откуда я воспринимаю это (этот ответ)?", и в конце концов все ответы закончатся, и ты выйдешь за пределы ума, погрузишься в блаженное незнание, в свою истинную природу, чистое сознание. На самом деле, в этом незнании никого нет (нет никакого "тебя", нет объектов, нет двойственности), никто оттуда не выходил, и никто туда не возвращается. Просто исчезают ложные восприятия — "себя", "других" и "мира". Ты всегда был "там", ты всегда был Тем, ты всегда смотрел "оттуда", но ум создавал иллюзию, будто это не так. Осознав Источник, ты больше не "поведешься" на уловки ума, хотя кажущийся мир и продолжит свою видимость существования.
Для тех, кто еще не может успешно практиковать "Откуда я воспринимаю всё это?", впадает в замешательство или вообще не понимает, о чем речь, есть более понятные способы выйти за пределы ума — путем систематического очищения ума от всего скопившегося там мусора, который базируется на ложной двойственности. Эти проработки занимают какое-то время, но результат того стоит, судя по сотням отзывов на форуме.
В божественном незнании растворяются все верования, концепции и "знания". И потом, когда тебе встречается какая-то концепция, это выглядит как набор слов, как лепет ребенка, как красивые забавные сказки. Тебя это больше не обманывает, скорее развлекает. Это действительно забавно, наслаждайся этими играми сознания, этим снящимся фильмом жизни.
Незнание дает полный покой, свободу и блаженство. В незнании исчезает даже незнающий, и больше не остается никакого "я". Это и есть Полная Свобода, просветление.
Следующая глава: Нужна ли религия и духовная практика
Предыдущая глава: Поиск Источника