Привязанность и непривязанность
Эта статья в очереди на обновление.
Привязанность бывает разная, и привязаться можно к чему угодно, например, к какой-то вещи, ситуации, обстоятельству, идее, человеку, деятельности, духовной практике и т.д.
Почему мы привязываемся к чему-либо? Потому что у нас есть идея, что то, к чему мы привязываемся, сделает нас счастливее. Ведь всё, что ни делает человек (без исключений), он делает для того, чтобы стать счастливее, получить удовольствие, наслаждение.
И здесь есть один скрытый момент. За каждое удовольствие, полученное в материальном мире, нужно платить, и оплата производится страданием (того или иного рода), которое чаще всего следует с задержкой. Не существует материального удовольствия без страдания. Об этом много говорится в Ведах, поэтому не буду здесь расписывать подробности.
Как возникает привязанность? Мы на что-то смотрим, или интересуемся, изучаем, думаем об этом — контактируем каким-либо образом — и вдруг возникает идея или ощущение, что это дает нам чувство наслаждения. Или даст позже, если это станет нашим. Ум проецирует, как было бы хорошо это иметь, или иметь с этим дело. Так как ум хочет получать удовольствие, он по мере возможности не концентрируется на возможных минусах владения и привязанности. Он может считать, что всё равно удовольствия будет больше, чем страдания. Возникает идея владения, владения в той или иной форме. Когда эта идея реализуется, и мы получаем подтверждение, что это действительно приносит удовольствие, возникает привязанность.
Вместе с удовольствием привязанность приносит в нашу жизнь и страдание. Когда объект привязанности перестает соответствовать нашим желаниям, ожиданиям, или же когда выясняется, что никогда в достаточной мере и не соответствовал, мы начинаем страдать. Это расплата за полученное ранее удовольствие. Удовольствие взяли "в кредит", но приходит пора расплачиваться, причем с процентами.
Для примера: влюбились, поженились, сделали детей, потом рассмотрели друг друга, поняли свою ошибку, но уже поздно расходиться, потому что теперь нужно их воспитывать. За медовый месяц удовольствия расплачиваемся годами страданий. Некоторые, конечно, расходятся, но это не значит, что кредит аннулирован, расплата приходит в других отношениях или в другом виде. От закона гармонии (или баланса) никуда не денешься — насколько лакомый кусок оторвал, столько и заплатишь. Всё здесь имеет свою цену, Бог все видит и всё учитывает.
Поэтому все духовные учителя так или иначе затрагивают тему привязанности. Если ты к чему-то привязываешься, приготовься страдать. Удовольствия и страдания — это дуальность, и мы не можем урвать только один полюс. Это как две стороны одной монеты — если мы ее берем, видя орел, то решка тоже автоматически оказывается у нас. Нельзя взять одну сторону, отбросив другую. Но именно это и пытаются делать почти все люди, причем, как всегда, безуспешно.
Это работает и в другую сторону, и называется закон аскез. Аскеза — это добровольное лишение себя какого-то удовольствия (что означает причинить себе страдание) ради получения какого-то другого удовольствия. Суть здесь в том, что вы сразу выбираете страдания, чтобы потом получить удовольствие. Например, вы долго копите деньги (лишая себя мелких удовольствий, на которые их можно было бы потратить), но затем покупаете машину, и при этом никому ничего не должны — уже отстрадали свое. Обратный пример — взять в кредит; то есть удовольствие сейчас, а страдания потом. Можно и так, и эдак, и в обоих случаях удовольствие и страдание будет сбалансировано.
Итак, мы привязываемся к чему-то, чтобы получить удовольствие, но получаем также и страдание, причем страдания иногда кажется больше, чем удовольствия. Как, например, в случае кредита говорят: "купил за чужие деньги, а отдавать нужно свои".
Поэтому говорят: не привязывайся к преходящим вещам (людям, событиям, обстоятельствам и т.д.). Некоторые пытаются практиковать непривязанность путем лишения себя чего-то, и это в некоторых случаях уместно. Но гораздо лучше, если непривязанность случается как результат понимания, а не насилия над своим эгоизмом. Чтобы возникло понимание, нужно быть внимательным, исследовать этот вопрос тщательно. Есть смысл проработать тему привязанности-непривязанности с помощью подходящих техник или простого наблюдения за процессом. Здесь может быть затруднение — в том, что ум не может или не хочет сопоставлять данные, желая верить только в одну сторону монеты (из-за эгоизма). Но рано или поздно понимание приходит.
Непривязанность не обязательно означает, что нужно избавляться от всего того, что не является крайне необходимым для выживания. Можно владеть, но не быть привязанным. Достаточно видеть обе стороны владения — и удовольствие, и страдание; и тогда чрезмерная привязанность не возникает. Еще лучше, если есть понимание, что это все временно, преходяще, и на самом деле мне не принадлежит, но это понимание более высокого уровня.
Непривязанность возникает вместе с пониманием, что все желания пусты — а они пусты, потому что желаемое, как оказывается, приносит в равной степени и удовольствие и страдание. Поэтому желаемое, на самом деле, не стоит того, чтобы чрезмерно его желать. Нет ничего плохого в том, чтобы чего-то желать и получить это вместе с последствиями, но рано или поздно понимание бессмысленности желаний все равно приходит. Разочарование неизбежно. Это не означает, что больше никогда никаких желаний возникать не будет, или, тем более, что возникает какая-то депрессивная бессмысленность жизни — нет. Это просто понимание, что ничто из желаемого не может сделать вас (как душу, сознание, вашу истинную суть) лучше, продвинутее, совершеннее, не может ничего к вам прибавить и не может ничего отнять, не может вас изменить, наполнить или опустошить. Желания и их реализация — это неотъемлемая часть этой майи, лилы и т.д., но вас это никак не затрагивает, никак не может повлиять на то, чем вы являетесь, поэтому привязанность исчезает.
Выход из круга удовольствий и страданий — в исчезновении привязанностей и желаний. Там же — выход из круговорота рождений и смертей. Когда все желания и привязанности себя исчерпали, нет необходимости в следующей инкарнации.
Как избавиться от привязанности
Как проработать то, к чему мы привязаны? Другими словами, как избавиться от навязчивых желаний и их последствий? Это можно сделать с помощью техник проработки дуальностей. Например, можете проработать дуальности в отношении желаемого (или того, к чему привязаны) примерно следующим образом: "Это принесет(-осит) мне удовольствие — это принесет(-осит) мне страдание". Или как-то по-другому, если сможете сформулировать более подходящим образом (подробнее — в других статьях). В результате должно возникнуть понимание, что удовольствие и страдание от обладания этим примерно равны, поэтому особо нет смысла этим обладать. Остается нейтральное отношение, или отсутствие отношения, но для этого, возможно, придется прорабатывать тему с разных сторон, по-разному формулируя дуальности. Не думайте, что от привязанности можно избавиться за пару минут, особенно, если вы еще не имеете опыта в применении данной техники (проработка дуальностей). Большую роль в скорости избавления от привязанностей играет также уровень осознанности и/или некоторые другие факторы, которые, так или иначе, можно свести к уровню осознанности.
Обсудить на форуме: Привязанность и непривязанность
Следующая страница сайта: Стадии жадности
Анекдот:
— Алё? Мам, я уже еду домой... Что купить?
— Купи себе квартиру и живи отдельно.